Math    schooL

 

 

Михаил Яковлевич Суслин

1894–1919

 

Всего два-три года продолжалась самостоятельная творческая деятельность Михаила Яковлевича Суслина. Под его именем опубликованы лишь три маленькие заметки, причем при жизни – только одна. Но столь фундаментальные открытия сделаны в одной из них и столь глубокие идеи заложены в другой, что без преувеличения можно сказать: они оказали революционное воздействие на развитие в XX веке одного из фундаментальных разделов математики – теории множеств.

В.И. Игошин

 

Михаил Яковлевич Суслин (15 ноября 1894 – 21 октября 1919) – русский математик, специалист по теории множеств.

М.Я. Суслин родился в селе Красавка Балашовского уезда Саратовской губернии в семье бедных крестьян Якова Гавриловича и Матрёны Васильевны Суслиных. Он был единственным ребёнком. В книге Балашовского уездного училищного совета для записи свидетельств об окончании начальных училищ в 1901–1911 годах записано, что Суслину Михаилу Яковлевичу, православного вероисповедания, в 1904 году вручено свидетельство об окончании Красавского 2-го земского училища.

В 1905 году в Балашове была открыта мужская гимназия. Приемные испытания начались с 22 августа 1905 года. Было подано 196 прошений, из них был принят 171 ученик. В приготовительный класс этого учебного заведения и был принят Михаил Суслин.

С 1 июля 1910 года преподавателем математики в гимназии с поручением исполнения обязанностей её директора был назначен статский советник Александр Иванович Розанов, окончивший в 1902 году отделение математики физико-математического факультета Императорского Казанского университета.

Во время учебы в гимназии Михаил Суслин жил на квартире у купца Безбородова. Купец быстро оценил по достоинству ум своего юного постояльца и не раз предлагал ему жениться на своей дочке, обещал в приданое миллион рублей. Михаил улыбался и отвечал:

Я пока обожду, надо сперва с наукой справиться.

Учился в гимназии легко, в свободное время, чтобы заработать деньги, сам давал уроки, готовил к экзаменам детей богатых, так что постепенно смог сам платить за учебу в гимназии. В год нужно было платить около 50 рублей.

30 мая 1913 года Михаил Суслин блестяще кончил полный восьмиклассный курс Балашовской гимназии, обнаружив отличные познания по всем изучавшимся предметам. При этом он поощрялся наградами при переходе из 6-го класса в 7-й и из 7-го в 8-й.

Во внимание к постоянно отличному поведению и прилежанию, – записано в выданном ему аттестате зрелости, – и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике, педагогический совет постановил наградить его золотою медалью.

Блестяще закончив гимназию, 22 июля 1913 года Михаил Суслин посылает прошение ректору Московского университета о зачислении его в студенты первого курса математического отделения физико-математического факультета и 7 августа становится студентом университета.

В 1914 году образуется группа студентов, учеников молодого доцента Н.Н. Лузина, ставших первыми участниками Лузитании: П.С. Александров, Д.Е. Меньшов, М.Я. Суслин, В.С. Фёдоров, А.Я. Хинчин.

Лузитания – московская математическая школа, созданная известным русским математиком Николаем Николаевичем Лузиным. Сформировалась в конце 1910-х – начале 1920-х годов, распалась в середине 1930-х годов как вследствие естественного математического развития, так и по внешним, в том числе, политическим. По воспоминаниям одного из членов, само слово «Лузитания» возникло осенью 1920 года.

По воспоминаниям П.С. Александрова

Лузитания считалась «орденом», «командором» которого был Н.Н. Лузин, а «гроссмейстером» – Д.Ф. Егоров. Лузитания была действительно уникальным и неповторимым коллективом молодежи, жившей не только напряжённой, насыщенной математической жизнью, но и жизнью, которая была непосредственно радостной и весёлой.

Академик И.Р. Шафаревич так говорит о Лузитании:

Описывая этот кружок, один из них написал такие полукомические стихи: “Катком замерзли коридоры, горячие здесь только споры”. Они жили в холоде и голоде, при постоянном страхе, что мобилизуют на какую-нибудь трудповинность. И, тем не менее, именно тогда начался невероятно бурный расцвет советской математики. Очень быстро ученики Лузина стали переходить в другие области, создавать там свои школы. И по цепи поколений, почти все современные российские математики могут проследить свою преемственность от этого кружка.

Это произошло, во-первых, из-за самого Лузина, очень талантливого человека, который сумел осознать целый клубок проблем интересных, волнующих и в то же время доступных и преодолимых.  А с другой стороны, из-за того, что тем самым они создавали свой собственный мир, в котором они смогли просуществовать.

Деятельность Лузитании была омрачена двумя неожиданными смертями: от сыпного тифа умер М.Я. Суслин, во Франции во время купания в Атлантическом океане погиб «хранитель тайн Лузитании» – П.С. Урысон.

Под руководством Лузина Суслиным был открыт новый класс множеств, получивших название А-множеств, также называемых аналитическими или суслинскими. Результаты, заложившие основы теории А-множеств, были опубликованы М.Я. Суслиным в 1917 году в его единственной прижизненной работе в Докладах Парижской Академии наук. Впоследствии теория А-множеств была глубоко развита Лузиным и его учениками, польским математиком Серпинским, немецким математиком Хаусдорфом.

Это открытие вывело московскую школу теории множеств и функций на ведущие позиции в мире, предоставило ей новую перспективную тематику для исследований, выделив ее из традиционной тематики французской математической школы, значительно расширило возможности математического анализа как науки.

П.С. Александров писал:

М.Я. Суслин уже в самые ранние студенческие годы проявил себя как интересный и своеобразный человек. Уже в 18–19 лет он составил себе особую программу своего дальнейшего интеллектуального развития. Математика была только началом этой программы. Вторым этапом должны были быть физика и химия, за которыми должна была последовать биология. В качестве завершения программы мыслилась медицина, которой М.Я. Суслин и предполагал посвятить всю свою дальнейшую жизнь. …Дальше первого шага в осуществлении своей программы Суслин не пошел. Он умер математиком, ярким и своеобразным математиком, одним из создателей современной дескриптивной теории множеств.

Окончив курс Московского университета с дипломом 1-й степени, Суслин по ходатайству профессора Лузина с 28 марта 1917 года оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре чистой математики сроком на два года.

Материальное состояние, оставленного при университете Михаила Суслина оставалось неустойчивым. Вновь – прошение Лузина:

Сим имею честь покорнейше просить физико-математический факультет ходатайствовать о назначении стипендии из сумм Министерства сроком на два года по 1200 рублей в год оставленному весною сего года при университете по кафедре чистой математики Михаилу Яковлевичу Суслину…

Ввиду обнаруженной Суслиным исключительной работоспособности и талантливости, я ходатайствую перед факультетом о стипендии для М. Я. Суслина.

Декан факультета Л.К. Лахтин 27 сентября 1917 года поддержал это ходатайство в своем прошении ректору университета и тот 29 сентября наложил резолюцию: "Представить".

Революция, гражданская война и интервенция сделали жизнь в Москве очень трудной, и многие ученые покинули столицу, надеясь найти в провинциальных городах лучшие условия для работы. В 1918 году Суслина пригласили во вновь созданный политехнический институт Ивано-Вознесенска, на что он дал согласие. На первом же заседании Совета профессоров кафедры чистой математики Суслин был избран экстраординарным профессором.

В значительной степени это Лузин помог Суслину, в порядке исключения, получить должность экстраординарного профессора при условии, что тот в течение двух лет сдаст магистерские экзамены (а без этого в те времена профессорские должности, как правило, не давали). Однако М.Я. Суслин, в силу ряда причин, не стал выполнять это условие, и между ним и Н.Н. Лузиным возникли трения.

Зародились они, правда, еще в Москве, и отчасти в этом виноват был сам Николай Николаевич. Дело в том, что в те времена, имея уже солидный «научный вес» и известность, он посылал в «Доклады» Парижской Академии наук краткие сообщения («ноты») о работах своих учеников, сам переводя их на французский язык, которым его ученики не владели или владели недостаточно. В эти «ноты» Лузин сам вставлял фразу о благодарности учеников своему руководителю, что позволяло дело истолковывать так, будто содержание «ноты» идейно вдохновлено Лузиным, а результаты научной работы учеников в той или иной мере принадлежат и ему. Возможно, это был «автогипноз», и Николай Николаевич сам верил в то, что без него не было бы таких результатов у его учеников. В одном из таких сообщении в «Comptes rendus» от 8 января 1918 года Лузин назвал открытые М.Я. Суслиным А-множества аналитическими множествами. М.Я. Суслин усмотрел в этом нарушение своих авторских прав и между учителем и учеником наметился разрыв отношений, который вскоре оформился полностью.

В 1918–1919 годах М.Я. Суслин преподавал на химическом факультете Ивановского Политехнического института, однако 1 сентября 1919 года Суслин увольняется из института согласно его собственного прошения.

Зима 1918–1919 годов, проведенная  Суслиным в Иваново-Вознесенске, оказалась для него очень трудной и, по-видимому, роковой. При переезде из Москвы у него украли корзину с носильным и постельным бельем. В середине декабря он обращается с ходатайством о совершении поездки домой, в Красавку, за продовольствием, положение с которым становилось в городе просто критическим. Неизвестно, состоялась ли эта его поездка, но если и состоялась, то облегчения она ему не принесла. В январе его вместе с Лузиным и другими профессорами переселили из центра города, где находился институт, на окраину. Не принесло ему облегчения и наступившее лето 1919 года. Холодная и голодная зима еще сильнее подорвала его и без того некрепкое здоровье.

14 июня 1919 года Суслин обращается в Президиум Совета по учреждению Иваново-Вознесенского политехнического института с просьбой предоставить ему отпуск на все время летних каникул с тем, чтобы он смог, поехав к родителям, хотя бы немного восстановить свое здоровье. Президиум отказал Суслину в этой просьбе и согласился на предоставление ему лишь месячного отпуска, с 28 июня по 28 июля. В августе он должен был заниматься с отстающими студентами. Суслин решает оставить Иваново-Вознесенский политехнический институт.

П.С. Александров:

Суслин в Иванове не ужился и вскоре потерял там свою работу. Ввиду этого… возник план о предоставлении Суслину профессорского места в Саратовском университете. Ожидалась рекомендация Н.Н. Лузина. Лузин её не дал и не поддержал предоставления Суслину места в Саратовском университете. Не получив этого места, Суслин уехал к себе в деревню (в Саратовской губернии). Вскоре он заболел сыпным тифом и умер. В историю математики была вписана одна из самых трагических её страниц. На письменном столе Лузина до конца его жизни стоял портрет Суслина, единственный портрет Суслина, который я видел.

В то же время Лузин обвинялся в ревности к успехам Суслина и даже причастности к его смерти, что стало одним из пунктов обвинения в деле Лузина, политической травле академика Лузина с разбором его персонального дела Комиссией Президиума АН СССР, продолжавшемся со 2 июля по 5 августа 1936 года.

Михаил Яковлевич Суслин умер 21 октября 1919 года от сыпного тифа (которым заразился по дороге домой) в своем родном селе Красавке, где и был похоронен.

Министерство культуры РСФСР включило его могилу на сельском кладбище в число памятников истории республиканского значения.

После смерти М.Я. Суслина в 1-м томе только что созданного польского математического журнала «Fundamenta Mathematicae» в 1920 году было опубликовано десять проблем, одна из которых носит название проблема Суслина.

В память об учёном:

  • 16–21 октября 1989 года в Саратове состоялись первые научные математические чтения памяти М.Я. Суслина, приуроченные 95-летию учёного
  • 18 ноября 1990 года на здании Красавской средней школы открыта Памятная доска
  • 19 июня 1991 года открыта памятная мемориальная доска на стенах здания физико-математического факультета Балашовского педагогического института. На лоске отлиты слова: «Выдающийся русский математик М.Я. Суслин (1894-1919) учился в мужской гимназии, которая находилась на этом месте»
  • в 1994 году в Саратове создан Фонд памяти М.Я. Суслина.

Имя Суслина носят следующие математические объекты:

  • суслинские множества
  • критерий Суслина
  • свойство Суслина
  • число Суслина
  • проблема Суслина.

 

По материалам статьи В.И. Игошина «Страницы биографии Михаила Яковлевича Суслина» (УМН, 1996 год, т.51, вып.3(309)), сайтов: www.isuct.ru, www.pravoslavie.ru и Википедии.

 

Нам 4 года!

14 марта 2016 года сайту Математика для школы|math4school.ru исполнилось 4 года. Поскольку число 4 для нашего сайта не чужое, мы решили подвести некоторые итоги.

Новый формат главного меню

Расширены функциональные возможности главного меню.

Галерея на сайте math4school.ru
Приглашаю посетить Галерею, – новый раздел на сайте.

444 года со дня рождения Иоганна Кеплера

27 декабря 2015 года исполнилось 444 года со дня рождения Иоганна Кеплера.

Новый раздел на сайте math4school.ru

Закончена работа над новым разделом сайта Работа над ошибками.

Союз образовательных сайтов