Math    schooL

 

 

Сергей Львович Соболев

1908–1989

 

Я живу с ощущением, что многое было дано мне заранее, в кредит;
всю свою жизнь я пытаюсь доказать (хотя бы самому себе), что все это дано мне не задаром.

С.Л. Соболев

 

Сергей Львович Соболев (6 октября 1908 – 3 января 1989) – советский математик, один из крупнейших математиков XX века, внёсший основополагающий вклад в современную науку, в своих основополагающих исследованиях положивший начало ряду новых научных направлений в современной математике.

Сергей Львович Соболев родился в Петербурге. Назван в честь святого преподобного Сергия Радонежского. Отец – Лев Александрович Соболев, был адвокатом. Прадед С.Л. Соболева по отцовской линии – Захар Соболев, сибиряк из казаков, живших в районе Читы. В 1916 году Л.А. Соболев ушел из семьи, но помогал ей вплоть до своей трагической гибели в 1921 году. Мать – Наталья Георгиевна, урожденная Раскина. Её отец Георгий Васильевич – кантонист, дослужившийся до личного дворянства и генеральского чина. Бабушка С.Л. Соболева по материнской линии – Анастасия Андронниковна, мелкая харьковская помещица.

Будущий учёный рано лишился отца, и главная забота о его воспитании легла на мать –  высокообразованную женщину, учительницу и врача. Она приложила огромное старание, чтобы развить незаурядные способности сына, проявившиеся в раннем возрасте.

В годы гражданской войны с 1918 по 1923 год Соболев жил вместе с матерью в Харькове, где учился в техникуме. Программу средней школы Сергей Соболев освоил самостоятельно, особенно увлекаясь математикой. Переехав в 1923 году из Харькова в Петроград, Сергей поступил в последний класс 190-й школы. Это была школа, богатая традициями (бывшая гимназия Лентовской), основанная в годы первой русской революции петербургскими передовыми учителями для учащихся, исключенных из казенных гимназий и реальных училищ за участие в революционном движении. В школе преподавали лучшие учителя Петербурга. Сергею Соболеву в ней было все интересно: математика, физика, медицина, литература. Он увлекался стихами и музыкой. Но школьная учительница математики Евгения Александровна Кракау увидела в Сергее Соболеве будущего талантливого математика. Она настойчиво рекомендовала ему поступить на математический факультет университета.

В 1924 году С.Л. Соболев окончил школу с отличием.

Продолжить сразу же образование в университете он, к сожалению, не мог. Ему по окончании школы было только пятнадцать лет, это по тогдашним правилам не позволяло поступить в вуз. Надо было ждать целый год. Чтобы не терять время, Сергей поступил в музыкальную студию, и позднее, будучи уже студентом Ленинградского университета, он не прекращал некоторое время занятий в студии.

В 1925 году Соболев поступает на физико-математический факультет Ленинградского государственного университета. Яркий талант Сергея Львовича был замечен еще в бытность его студентом профессорами Ленинградского университета В.И. Смирновым и Н.М. Гюнтером. К моменту окончания университета Сергей Львович уже был автором оригинального научного исследования в области теории дифференциальных уравнений с частными производными, опубликованного в "Докладах Академии наук".

Как математик Сергей Львович Соболев начал свою деятельность именно с приложений и в университете и после окончания его. Первую студенческую практику Соболев проходил на заводе "Электросила" в Ленинграде, в расчетном бюро. Первым поручением, выполненным им, было объяснение появлений новой частоты собственных колебаний у валов с недостаточной симметрией поперечного сечения. После окончания в 1929 году университета Соболев был принят в Сейсмологический институт АН СССР. Здесь тоже решались конкретные вопросы распространения сейсмических волн внутри и в поверхностных слоях земного шара.

За время работы в институте Сергей Львович опубликовал ряд глубоких научных исследований, в которых он предложил новый метод решения важного класса дифференциальных уравнений с частными производными. Полученные им результаты применяются в сейсмологии, теории упругости и гидродинамике. При помощи введенных Соболевым обобщенных решения дифференциальных уравнений была установлена связь между классической теорией дифференциальных уравнений и современным функциональным анализом. За короткий срок молодой ученый обратил на себя внимание рядом ценных работ, и в 1933 году, двадцати пяти лет, он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а через шесть лет – академиком. Долгое время С. Л. Соболев был самым молодым академиком в стране.

Через два года, в 1941 году, ему было присвоено звание лауреата Государственной премии.

В годы Великой Отечественной войны Сергей Львович успешно занимался прикладными математическими задачами принципиальной важности. Наряду с детальным изучением проблемы, поставленной еще знаменитым математиком прошлого столетия Коши, и других классических смешанных задач для уравнения типа Соболева, Сергей Львович поставил ряд новых задач. В результате их исследования им были заложены основы теории операторов в пространстве с индефинитной метрикой и внесены новые идеи в спектральную теорию операторов. Эти идеи в основном связаны с понятием обобщенных решений неклассических краевых задач.

С 1945 по 1948 годы Соболев работал в Лаборатории № 2, впоследствии ЛИПАН и Институт атомной энергии имени И.В. Курчатова, занимаясь проблемами атомной бомбы и атомной энергетики. Он вскоре стал одним из заместителей И.В. Курчатова и вошёл в группу И.К. Кикоина, где занимались проблемой обогащения урана с помощью каскадов диффузионных машин для разделения изотопов. С.Л. Соболев работал как в группе по плутонию-239, так и в группе по урану-235, организовал и направлял работу вычислителей, разрабатывал вопросы регулирования процесса промышленного разделения изотопов и отвечал за снижение потерь производства.

В эти годы Соболеву удалось завершить подготовку к печати главной книги своей жизни «Некоторые применения функционального анализа в математической физике», в которой он подробно изложил теорию пространств функций с обобщёнными производными, вошедшими в науку как пространства Соболева, сыгравшие исключительную роль в формировании современных математических воззрений. В частности, на основе методов функциональных пространств, предложенных Соболевым, были получены известные неравенства Соболева, позволяющие исследовать существование и регулярность решений дифференциальных уравнений в частных производных.

Соболев одним из первых среди советских математиков применил электронные вычислительные машины для решения всевозможных задач и рассмотрел в связи с этим с новой точки зрения алгоритмы приближенного решения задач математического анализа.

В 1952 году Соболев возглавил кафедру вычислительной математики механико-математического факультета Московского государственного университета, основанную в 1949 году.

За годы своего существования (1949 – 1969) кафедра подготовила свыше тысячи специалистов, которые внесли значительный вклад в развитие и применение вычислительной математики, создали свои научные школы. В 1955 году Соболев выступил инициатором создания Вычислительного центра МГУ, который за короткое время вошёл в число самых мощных в стране.

Интересный факт – под руководством академика Соболева проведена весьма ценная для науки расшифровка письмен майя. Начало этих письмен относится к первому веку нашей эры. Расшифровкой их ученые занимались более ста лет, но безрезультатно. Тайна письменности майя была раскрыта при помощи электронно-счетных машин. Стоило большого труда составить программу для этих машин. Пришлось все знаки письменности закодировать при помощи различных сочетаний нуля и единицы (есть импульс и нет импульса). Всю колоссальную работу по расшифровке письменности майя электронно-счетная машина выполнила за 20 рабочих часов.

Сергей Львович явился одним из инициаторов (вместе с М.А. Лаврентьевым и С.А. Христиановичем) создания нового научного центра в Новосибирске, Сибирского отделения Академии наук СССР, начавшегося со строительства Новосибирского академгородка.

Многие не решились тогда взять на себя "лишнюю обузу", изменить привычный образ жизни, расстаться со столицей. Казалось, незачем было пускаться в дальний путь и Соболеву. Разве ему плохо работалось и жилось в Москве? Разве ждали его в Сибири какие-то особые условия? И все же Соболев стал сибиряком. Он считал, что долг истинного ученого быть всегда на переднем крае науки. При этом он шутил, что в Сибирь его звала кровь предков: дед его происходил из Читинской губернии.

На новом месте Соболев возглавил большой математический институт, широко развернувший исследования по совершенно новым разделам теоретической и прикладной математики.

С 1957 по 1983 годы Соболев возглавлял созданный им Институт математики Сибирского отделения АН СССР (Новосибирск), где появились крупные математические школы в области функционального анализа, дифференциальных уравнений, математической экономики, алгебры и логики, геометрии и топологии, кибернетики. Он способствовал становлению новосибирских школ вычислительной математики и программирования.

Сибирский период научной деятельности Сергея Львовича знаменуется большими достижениями в вычислительной математике и в области кубатурных формул.

Соболев отличался не только широкой эрудицией учёного, блестящим талантом математика, но и активной жизненной позицией. В 1950-х годах, когда кибернетика и генетика считались в СССР «лженаукой», Соболев активно встал на их защиту. В 1955 году он подписал «Письмо трёхсот». Статья С.Л. Соболева, А.И. Китова, А.А. Ляпунова «Основные черты кибернетики», опубликованная в журнале «Вопросы философии» (1955,  № 4), сыграла определяющую роль в изменении отношения к кибернетике.

В начале 1960-х годов С.Л. Соболев выступил в поддержку работ Л.В. Канторовича по применению математических методов в экономике, которые тогда считались в СССР отступлением от «чистопородного» марксизма-ленинизма и средством апологетики капитализма.

В 1983 году закончился «сибирский период» деятельности С.Л. Соболева, в 1984 году он возвращается в Москву и продолжает работать в Математическом институте им. В.А. Стеклова в отделе академика С.М. Никольского. 

Свою научную работу Соболев сочетает с педагогической и общественной деятельностью. Он часто выступает в газетах и журналах с напутственными словами к молодежи. Академик Соболев писал:

Наука и молодость не могут существовать одна без другой. Молодость в науке – это, прежде всего, смелость в постановке новых задач, смелость исканий, смелость в методах их осуществления.

В печати и в выступлениях Соболев ратует за подготовку научных кадров и выявление математических даровании среди школьников.

Начинайте свою научную деятельность как можно раньше. Не беда, если в 15-16 лет нет достаточных знаний, опыта, нельзя еще осознать свои желания и стремления. Ведь научная жизнь может начинаться и не с самостоятельного творчества, а с изучения того, что создано человечеством. Важно с этих лет воспитать в себе жажду научных знаний, любознательность, влюбленность в науку.

советовал академик молодежи.

Сергей Львович обладал замечательными душевными качествами: исключительной скромностью, высокой принципиальностью, гражданским мужеством, доброжелательным отношением к людям, любовью к молодежи. Он никогда не говорил плохо о людях и был очень доверчив. Главным делом его жизни было – служение любимой науке, математике. Он писал:

Я не знаю, счастье это или что другое – просто вне научных проблем я не смог бы жить.

С.Л. Соболев всегда радовался успехам своих коллег и учеников, охотно делился с ними своими идеями.

Сергей Львович Соболев скончался 3 января 1989 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. Его жизненный путь стал образцом служения науке и отечеству.

Научные и гражданские заслуги С.Л. Соболева отмечены:

  • Званием Героя Социалистического Труда (1951)
  • семью орденами Ленина (1945, 1949, 1951, 1953, 1958, 1967, 1975)
  • орденом Октябрьской Революции
  • орденом Трудового Красного Знамени (1954)
  • орденом «Знак Почёта» (1939)
  • тремя Сталинскими премиями (1941, 1951, 1953)
  • Государственной премией СССР (1986)
  • Большой золотой медалью имени Н.В. Ломоносова.

Соболев был:

  • иностранным членом Французской академии наук
  • иностранным членом Национальной академии деи Линчеи в Риме
  • иностранным членом академии наук в Берлине
  • почетным членом Эдинбургского Королевского общества
  • почетным членом Московского математического общества
  • почетным членом Американского математического общества
  • почетным доктором многих университетов мира. 

В память об ученом:

  • именем С.Л. Соболева названы Институт математики СО РАН
  • именем С.Л. Соболева названа одна из аудиторий Новосибирского государственного университета
  • на здании Института Математики установлена мемориальная доска

Мемориальная доска на здании Института математики им. С.Л. Соболева СO РАНМемориальная доска на здании Института математики Сибирского отделения Российской АН,
где работал С.Л. Соболев с 1957 по 1983 год, и носящего теперь его имя

 

  • учреждена премия имени С.Л. Соболева для молодых ученых СО РАН
  • учреждена стипендия для студентов Новосибирского государственного университета
  • проведено несколько международных конгрессов в Москве и Новосибирске
  • 2008 году в Новосибирске состоялась международная конференция, посвященная 100-летию С.Л. Соболева. На конференцию было подано около 600 заявок, приняло участие 400 математиков.

Имя Соболева носят следующие математические объекты:

  • пространства Соболева
  • теорема вложения Соболева
  • обобщённая производная Соболева
  • неравенства Соболева.

По материалам сайтов univer.omsk.su, mudra.org.ua и Википедии, а так же статьи «СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ СОБОЛЕВ (к шестидесятилетию со дня рождения)» (УМН, 1968 г. сентябрь – октябрь т. XXIII, вып. 5 (143)).

 

Нам 4 года!

14 марта 2016 года сайту Математика для школы|math4school.ru исполнилось 4 года. Поскольку число 4 для нашего сайта не чужое, мы решили подвести некоторые итоги.

Новый формат главного меню

Расширены функциональные возможности главного меню.

Галерея на сайте math4school.ru
Приглашаю посетить Галерею, – новый раздел на сайте.

444 года со дня рождения Иоганна Кеплера

27 декабря 2015 года исполнилось 444 года со дня рождения Иоганна Кеплера.

Новый раздел на сайте math4school.ru

Закончена работа над новым разделом сайта Работа над ошибками.

Союз образовательных сайтов