Math    schooL

 

 

Рихард Курант

1888–1972

 

Каждый физик в долгу у Куранта за то глубокое проникновение в математические методы, которые он нам дал, для постижения природы и физического мира.

Нильс Бор

 

Рихард Курант (8 января 1888 – 27 января 1972) – немецкий и американский математик, педагог и научный организатор.

Рихард Курант родился в еврейской семье. В 1890-х годах семья часто переезжала: – в Глац, Бреслау, а затем в Берлин (1905).

Рихард поступил в университет Бреслау, но поняв, что уровень обучения там недостаточно высок, продолжил образование сначала в Цюрихском, затем в Гёттингенском университетах. В Геттингене Курант стал учеником и помощником Д. Гильберта. В 1910 году он получил степень доктора за работу «О применении принципа Дирихле к проблеме конформных отображений». Эта работа сразу получила мировую известность.

С 1910 года по 1914 год Курант работал в Гёттингенском университете сначала в качестве ассистента, а затем приват-доцента. В 1914 году он был призван в немецкую армию и принимал участие в первой мировой войне на французском фронте. Находясь в армии, он работал над задачей использования беспроволочной связи на линиях фронта. Эта работа привела его к знакомству с современной электроникой в её ранних стадиях. Служба в армии прервала научную деятельность Куранта более чем на 4 года. После демобилизации в 1919 году он был назначен профессором в университет города Мюнстера (Германия), а в 1920 году Рихард Курант возвращается в Гёттинген как преемник по кафедре Феликса Клейна. По инициативе Куранта в Гёттингенском университете организуется Математический институт. В период 1920–1933 годы Курант был директором этого института. Его деятельность в Гёттингенском университете приводит к большому оживлению работы в области математических исследований и их приложений.

В эти годы была создана классическая двухтомная монография, во всём мире известная под названием «Курант – Гильберт. Методы математической физики». Эти книги написаны Курантом при поддержке его учеников. Однако Курант считал влияние идей своего учителя Давида Гильберта на весь этот труд настолько значительным, что с согласия Гильберта эти монографии были выпущены как произведение двух авторов. На этих книгах воспитывались многие поколения физиков и математиков, работающих в различных областях анализа и теории уравнений с частными производными. Эти книги снабдили физиков математическим аппаратом, необходимым для применения созданной в двадцатые годы квантовой механики к практическим проблемам физики.

В 1927–1929 годы вышли два тома лекций Рихарда Куранта по дифференциальному и интегральному исчислению. Эти учебники Куранта, как и другие написанные им книги, излагают живую сущность науки и, сохраняя полную математическую строгость и точность, отводят подобающее место интуиции, как основному источнику математического познания, прививают читателю навыки сознательно и свободно ориентироваться в приложениях. Эти учебники много раз переиздавались, переведены на многие языки.

Курант впервые приехал в США в 1932 году как приглашённый профессор (visiting professor) в Принстонский и Калифорнийский университеты. В 1933 году после разгрома Математического института в Гёттингене нацистским правительством Курант навсегда покидает Германию, уехав сначала в Англию, где в течение года он был профессором в Кембриджском университете, а затем в 1934 году в США. Он становится приглашённым профессором Нью-Йоркского университета. Вскоре его высокий научный авторитет и репутация блестящего и разностороннего учёного привели к тому, что он был назначен профессором и главою математического отделения Нью-Йоркского университета. Он принимает руководство тем, что он назвал «почти не существующий факультет математики», «лишённый научной жизни», и сравнительно скоро он превращает его в тот первоклассный научный центр, которым он стал и остаётся и сейчас, после смерти своего основателя. На лекциях Курант распознавал таланты молодых инженеров, физиков, математиков и заботливо выращивал их математические способности как в аудиториях, так и вне аудиторий, проявляя заботу и глубокий интерес к их занятиям, а также ко всем сторонам развития их личности. Некоторые из его учеников становились как бы членами его семьи.

В то же время он привлёк для работы в Нью-Йоркском университете некоторых из своих учеников и молодых коллег из Германии. Таким образом, уже в 30-х годах в Нью-Йоркском университете начали работать такие крупные математики, как К. Фридрихс, Дж. Стокер, Ф. Джон. В течение второй мировой войны математики из группы Куранта, обладая большим опытом в применении математики к решению практических задач, с успехом работали над проблемами военной тематики и в то же время вели преподавание и чисто математические исследования. Позднее эта группа и образовала ядро организованного Курантом в 1946 году Института математики и механики при Нью-Йоркском университете. Этот институт вскоре стал одним из крупнейших в мире центров математических исследований и математического образования. В 1952 году он получил название Института математических наук. В этом же году при Институте был организован крупный центр вычислительной и прикладной математики, обладавший одной из лучших для того времени электронных вычислительных машин. Успех Рихарда Куранта как организатора науки был, в частности, результатом его способности распознавать, привлекать и вдохновлять талантливых молодых математиков. Он работал с ними интенсивно и самоотверженно, вникал во все их нужды. Курант был противником узости и сверхспециализации в математике, он прилагал неустанные усилия, чтобы перекинуть мост между так называемой «чистой» и прикладной математикой. Курант рассматривал математику как «живую часть широкого потока науки»; он верил, что в математике ещё должны быть сделаны великие открытия. Он постоянно проявлял глубокий интерес к приложениям математики и был убеждён, что «чистая» математика имеет важные приложения и обязанностью математиков является неустанно искать такие приложения. Курант считал, что для учёного преподавание столь же важно, как и ведение научных исследований. В своей речи в связи с переездом Курантовского института в новое здание в 1965 году он сказал:

Наши самые ранние идеалы остаются неизменными – посвящать себя молодёжи.

Такие книги Куранта как «Методы математической физики», ставшие классикой математической литературы, учили физиков основам математической науки как инструмента для физических исследований. Эти книги дали физикам курантовскую теорию собственных значений и собственных функций, в которой они нуждались для квантовой механики, атомной физики и других физических наук.

В 1958 году в связи с возрастом и в соответствии с законами США Рихард Курант покинул пост официального директора Математического института. Этот пост был передан Дж. Стокеру. Однако и после этого активная деятельность Куранта в Нью-Йоркском университете продолжалась в качестве почётного профессора, научного консультанта и советника. Он также состоял членом управляющей коллегии Математического института. С 1958 года Математический институт Нью-Йоркского университета стал именоваться в его честь Курантовский институт математических наук (Courant Institute of Mathematical Sciences). Курант являлся также научным консультантом некоторых научно-исследовательских учреждений и фирмы IBM, производящей электронные вычислительные машины.

В марте 1965 году Курантовский институт переехал в новое огромное четырнадцатиэтажное здание на Мерсер-стрит, недалеко от площади Вашингтона. В 1965 году Курантовский институт имел в своем составе 346 учёных-исследователей, администраторов и служащих, из них около 100 учёных со степенью доктора, а также более 600 студентов старших курсов – математиков (graduate students) и аспирантов, проходящих обучение при Институте. (В первые годы своего существования Математический институт был расположен в чердачном помещении, где ранее находилась шляпная фабрика.)

Курант в течение ряда лет входил в состав руководства Международного математического союза (International Mathematical Union). Он был членом Национальной академии наук США. Рихард Курант был избран иностранным членом многих академий мира: Национальной академии Линчей (Рим), Академии наук в Гёттингене, Королевской академии наук в Нидерландах, Академии наук Дании. В 1966 году Курант был избран иностранным членом Академии наук СССР.

Он был почётным членом многих математических обществ и в том числе Московского математического общества. Он имел почётную степень доктора от многих университетов мира. В 1955 году Курант был приглашён Гёттингенской академией наук прочитать основной доклад на торжественной церемонии в Гёттингене, посвящённой столетию со дня смерти Карла Фридриха Гаусса.

Приведём слова академика П.С. Александрова, которые как нельзя лучше характеризуют учёного как человека:

Курант – человек, не только выдающегося интеллекта, но и большого, горячего сердца, человек, обладавший, как немногие, даром подлинной дружбы, человек, умевший и желавший любить и заботиться о тех, кто были его друзьями.

19 ноября 1971 года, после перенесенного инсульта Рихард Курант был доставлен в больницу в Нью-Рошель (штат Нью-Йорк), где через два месяца, 27 января 1972 года, умер.

Рихард Курант первоначально вошёл в науку как яркий представитель того замечательного и неповторенного в истории математики по своему влиянию на мировую науку сообщества учёных, которое называется гёттингенской математической школой, но в действительности было объединением нескольких математических школ, среди которых школа самого Куранта занимала одно из первых мест. 

 

По материалам статьи: П.С.  Александров,   О.А.  Олейник «Памяти Рихарда Куранта».

 

Нам 4 года!

14 марта 2016 года сайту Математика для школы|math4school.ru исполнилось 4 года. Поскольку число 4 для нашего сайта не чужое, мы решили подвести некоторые итоги.

Новый формат главного меню

Расширены функциональные возможности главного меню.

Галерея на сайте math4school.ru
Приглашаю посетить Галерею, – новый раздел на сайте.

444 года со дня рождения Иоганна Кеплера

27 декабря 2015 года исполнилось 444 года со дня рождения Иоганна Кеплера.

Новый раздел на сайте math4school.ru

Закончена работа над новым разделом сайта Работа над ошибками.

Союз образовательных сайтов